Ударив им со спины широким лучом,
я легко решила все проблемы.
Озадачившись романом Пушкаревой в жанре фэнтези
«Потерянное одиночество» и не найдя ответов на часть вопросов, я решила рыть вглубь. Новый автор с потенциалом (это не обсуждается) – нечастное явление, увы. Поэтому ничто не должно помешать мне определиться с диагнозом . Вышло всего две книги?.. Прекрасно, найдём первую и прочитаем в бумаге. Всё-всё выясним
Увидев, насколько «Синто…» толстая, я приятно удивилась. Осознав, что она относится к жанру твёрдой НФ, я издала уважительное «О!» и приготовилась внимать с утроенным усердием. (Согласитесь, не слишком часто начинающие писатели балуют нас подобным разнообразием подходов.) И немедленно стартовала…
читать дальшеСтартовые условия вызвали моё сугубое одобрение. Космо-политический расклад – небольшая планета, приобретшая своеобразную культуру за долгий период изоляции – был знаком как родной и вызывал энтузиазм. Кто ещё не в курсе: я не борец за непременную оригинальность. Я борец за качество… Так что новое форское общество всегда встретит у меня радушный приём. При условии, что это будет хорошо проработанный вариант иной психологии и иных культурных ценностей, конечно же. А то, что пока я читала, мне нравилось. Особое одобрение вызывал разительный контраст между «Синто» и «Одиночеством» - вся какая-то железно-угловатая, иначе и не скажешь, атмосфера книги демонстрировала впечатляющий авторский диапазон. Ничего общего с магией и сказкой. Замечательно!
Главная героиня, восемнадцатилетняя девушка с планеты Синто (член определённой Семьи, носитель определённых генов - если короче, то деталька сложного механизма общества планеты-государства) на моих глазах закончила космолётное училище. Она путешествовала между мирами, размышляла о всяких интересных и пока не очень понятных мне вещах и получала своё первое задание. Ибо все синто, так или иначе, работают на своё правительство – это без вариантов.
Почитав с увлечением некоторое время и освоив первоначальный объём новой информации, я вдруг почувствовала смутное беспокойство. Заподозрив неладное и вглядевшись получше, аккуратно откусила ещё кусочек и убедилась: всё так и есть! Червяк!
Мамочки мои родные, кто бы мог подумать – настоящая Мэри-Сью. Можно сказать, призовая
Уважаемые читатели этой рецки. Надеюсь, вы достаточно со мной общаетесь, чтобы знать: я не разбрасываюсь подобными ярлыками. За те годы, что веду дневник, я написала не десять рецок, не пятьдесят и даже не сто. И что-то не припомню случая, когда обвинила бы писателя в непростительном преступлении против читателей: мэрисьюводстве . Сейчас я это делаю, со всей ответственностью.
Это было невыносимо. Я впервые столкнулась с явлением лицом к лицу и не получила никакого удовольствия. Восемнадцатилетняя девица, которая: учит всех; бьёт морды мужикам; решает неразрешимые проблемы; предлагает стратегические и тактические решения; поражает окружающих многочисленными талантами и которую хОчут все – от профессиональных наёмных любовников до глубоких стариков. Блин. Единственное отступление от канона – внешне Ара-Лин Викен-Синоби не красавица, но это исправляет её дополнительное образование полностью обученной гейши. Крантец.
У меня было сильное искушение бросить книгу ещё на сто сорок третьей странице (из пятисот семидесяти), но я этого не сделала. Отчасти потому что собиралась составить полное впечатление о творчестве Пушкарёвой, отчасти потому что не было возможности засесть за рецку немедленно, а мне не хотелось расплескать
Продираясь дальше, я продолжала мысленно возвращаться к параллели с Барраяром. Майлз Форкосиган – куда же без него ? – вот уж менее всего Мэри-Сью. Я верю в его гиперактивность, в его талант, в его неуёмное жизнелюбие и жажду справедливости. А в Ару-Лин, которая, казалось бы, делает всё то же самое, я не верю. Если перечислять «подвиги» того и другого героя сухими словами, список совпадёт процентов на семьдесят, наверное. Но ведь это бред! Разница безмерна: и между персонажами, и между писательницами. И когда я сумею её внятно сформулировать, лавров Белинского мне не миновать
Всё это было так явно, до полного неправдоподобия. Блистательная юная Мэри-Сью среди толпы взрослых идиотов
В какой-то момент в голову пришла мысль: ну зачем она (автор) так? Ну почему было не разбить «подвиги» Главной Героини на несколько персонажей, если уж очень хотелось всё-всё показать? С этой мыслью я дожила до Части Второй, где моё желание в какой-то степени исполнилось: появились главки, написанные от имени второстепенных лиц. Стало чуть полегче. Зато подозрение, возникшее после «Потерянного одиночества», перешло в реальность: кроме всего прочего, автор сексуально… то ли озабочена, то ли чересчур раскрепощена. Не мне, продукту пуританского советского воспитания, это определять . В Союзе секса не было, и точка. Поэтому ситуацию, когда все герои спят со всеми, я одобрить не в состоянии. Тем более, когда кое-кто члены одной Семьи, пусть и без кровного родства. Брр.
Я радовалась, что чем толще роман, тем больше поле для исследований?.. Так я его получила. Поле. Бескрайнее. Шириной с Галактику.
Да, «Синто. Героев нет» - первый опубликованный роман начинающей писательницы, и я готова сделать на это скидку. Да, автор владеет секретом увлекательного повествования, написанного весьма приличным языком (багов немного и я на них не сосредотачивалась). Да, она прорабатывает мир, её сюжеты не страдают монотонностью, а основные персонажи имеют своё, уникальное лицо. Принимая во внимание всё вышеизложенное, я не ставлю на авторе крест. Я говорю себе: Пушкарева – ещё очень молодой фантаст, вероятнее всего, она стоит на неком виртуальном перекрёстке. Что именно она отбросит как ошибку юности, а что примет за генеральное направление своего творчества, вот в чём вопрос. В конечном счёте, всё и всегда сводится к личному художественному вкусу и пониманию прекрасного. М-мм… какой тонкий момент… Хотела бы на что-то надеяться, да не смею.Резюме: только если вы спокойно переносите голубушек Мэри-Сью.Категория: «С Синто прислали маршрут для транспортников Лобо; при этом криптографы, применив стандартные ключи, еще и подали информацию в виде детской сказки. Я распознала маршрут и уверена, что правильно. Разгадывала я молча, тем не менее, все, кто меня видел, начинали вести себя тише и не спешили заговаривать, и правильно. После всех этих часов колоссальной ответственности и напряжения мне не хватает только истории про Олененка! Уроды, придурки, мы что тут, в игры играем? И ведь разгадывать должна была только я, потому что история про Олененка была моей любимой книжкой в детстве, и вот несоответствия с оригиналом и есть подсказки на нужные нам «врата». Узнаю, чья идея – со свету сживу»Ещё одна цитата: без участия Мэри-Сью, а совсем напротив – демонстрирующая интересный и жёсткий подход автора к глобальной космической политике.
читать дальше«В общем, это была присказка – вводная, а сказка такова: эти наркотики массово изготовлялись на Глории, уже тогда бывшей одним из центров наркопроизводства, но заводы стояли на дикой территории и о них знали единицы. А через пятьдесят лет после описываемых событий Синто вышла из изоляции, имея огромные площади университетов с полным оборудованием, причем построенных так, чтобы стоять не десятилетиями, а веками. Вопрос: откуда у изолированной планеты взялись такие ресурсы? Ответ: оттуда же, откуда и у глорийских наркоторговцев, преобразовавшихся в синдикаты Деправити. Рецептура и способ производства «рая» и «богов» были разработаны на Синто. Абсолютно осознано наши предки запустили программу очистки человечества. Скорей всего процесс был осуществлен с согласия действующих на тот момент правительств, не официальных конечно, а тех людей, в руках которых сконцентрировалась реальная власть.
Вот поэтому спецслужбы трех китов уже триста лет не спускают с Синто пристального взгляда: если мы оказались способны провернуть такую акцию, то чего еще ждать? И наша планета кружит, ощетинившись мощными орбитальными крепостями, и каждый год разлетаются десятки подготовленных агентов под прикрытием, но, тем не менее, мы все время балансируем на острие коскаты, шесть лет назад летели нас бомбить, когда будет следующее нападение?»